В январе 2019 года организована «горячая линия» для тематического консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг легковых такси и каршеринга.
Все желающие смогут задать вопрос или получить консультации специалистов Консультационного пункта для потребителей (48251) 98556.
Время работы «горячей линии»: ежедневно с 09-00 до 17-00, кроме выходных и праздничных дней.
Личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется в Консультационном пункте для потребителей в г. Торжке по адресу: ул. Луначарского, д. 119.
Потребители могут задать вопросы при помощи скайпа (Skype): zpp.fbustor@yandex.ru
Теперь поговорим о правовых аспектах сравнительно новой услуги для потребителей Каршеринг.
В настоящее время большинство взрослого населения обладает правом вождения автомобиля. Однако, в больших городах население отказывается от приобретения благ в собственность, во избежание ответственности и затрат, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление. Таким образом, набирает оборот тренд развития экономики совместного пользования, в частности, к нему относиться каршеринг. Со временем такой вид аренды будет актуален и в небольших населённых пунктах, вместе с тем, приехав в город, где имеется услуга каршеринга, у любого гражданина есть право ею воспользоваться.
Итак, каршеринг – это краткосрочная аренда автомобиля, когда одна из сторон не является его собственником. Арендует Каршеринг ся автомобиль у профильных компаний или частных лиц по договоренности на любой срок и расстояние поездки. Такая услуга проката автомобилей удобна для периодического пользования автотранспортным средством.
Организация, предоставляющая услуги каршеринга (арендодатель, исполнитель) обязана:
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. В соответствии со ст. 643 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) такой договор должен быть заключен в письменной форме.
Исполнитель (арендодатель) обязан довести до сведения потребителя (арендатора) информацию о себе и предоставляемых услугах, которая должна содержать:
Итак договор каршеринга должен содержать следующую информацию:
- имущество, подлежащее передаче арендатору: транспортное средство (марка, модель, VIN, цвет, государственный регистрационный знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом транспортного средства, а также пробег на момент заключения договора аренды);
- срок аренды, а если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок;
- условия о предоставлении транспортного средства и его возврате (место передачи транспортного средства; состояние транспортного средства на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче с транспортным средством; состав документов, относящихся к транспортному средству);
- лицо, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности на право управления;
- права и обязанности сторон, в том числе право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду и оказывать услуги по перевозке с использованием транспортного средства;
- обязанность арендатора по содержанию транспортного средства;
- размер, сроки и порядок внесения арендной платы;
- наличие или отсутствие залога;
- ответственность сторон;
- основания и порядок расторжения договора;
- адреса, реквизиты сторон.
Отметим, что автомобиль сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами. В целях соблюдения Правил дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения арендодатель должен передать потребителю обязательные документы и принадлежности на автомобиль: регистрационные документы (паспорт транспортного средства или свидетельство о государственной регистрации транспортного средства); полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации; знак аварийной остановки; медицинскую аптечку; огнетушитель.
При передаче транспортного средства в аренду потребителю может быть составлен акт приема-передачи автомобиля, в котором должны быть указаны имеющиеся повреждения и недостатки транспортного средства, в том числе неявные, на момент заключения договора.
Каршеринг - это также аренда с помощью мобильного приложения и/или сайта. В таком случае, приемка автомобиля не предполагает подписания акта на бумажном носителе: арендатор сам осматривает автомобиль перед использованием и фактический прием подтверждает нажатием кнопки в мобильном приложении. Далее все риски ложатся на арендатора. Если при осмотре обнаружены недостатки, то их необходимо сфотографировать и направить фото арендодателю.
Завершение аренды законом не урегулировано. Указание в договорах каршеринговых компаний на необходимость сдачи автомобиля в технически исправном состоянии не предполагает какого-либо документального подтверждения. Чаще всего использование автомобиля считается прекращенным после нажатия кнопки «Завершить аренду» в приложении.
Арендодателем может быть установлена почасовая, посуточная оплата или оплата в зависимости от километража пробега машины за время аренды. Оплата должна быть установлена в твердой сумме, вносимой периодически (например, по истечению каждых суток пользования машиной) или единовременно. Оплата потребителем подтверждается выданным кассовым чеком или иным бланком строгой отчетности. На практике, средства списываются автоматически с банковской карты, привязанной к личному кабинету мобильного приложения.
С уважением,
Консультационный пункт по защите прав потребителей
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Тверской области» в городе Торжке,
телефон 8(48251), 98556; (Skype): zpp.fbustor@yandex.ru