Версия для слабовидящих


 Администрация муниципального образования
Кувшиновский район

 





 Обзор изменений законодательства на 22.11.2018г.

Право на пенсию по случаю потери кормильца предоставлено студентам, поступившим в иностранные образовательные организации без направления в соответствии с международным договором РФ

Федеральный закон от 12.11.2018 № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца"

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 5 декабря 2017 года № 36-П, вносятся изменения в ряд законодательных актов по вопросам социального обеспечения, касающимся назначения страховой пенсии членам семьи умершего кормильца, в том числе: Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...", Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О страховых пенсиях".

В соответствии с положениями названных законодательных актов назначение пенсии детям, достигшим возраста 18 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, было обусловлено направлением на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Данное обстоятельство, служащее основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, самостоятельно поступившим в иностранные образовательные организации (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации), было признано не соответствующим Конституции РФ.

В связи с этим указанная оговорка в текстах законов исключена.

Установлено также, что выплата пенсии будет производиться при условии ежегодного подтверждения обучения в иностранных образовательных организациях.

Начало действия документа - 12.11.2018.


На 2018 год продлен период, в течение которого физлицо освобождается от уголовной ответственности за невключение в налоговую базу прибыли КИК

 Федеральный закон от 12.11.2018 № 412-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Освобождены от уголовной ответственности организации и физлица за невключение в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, если ущерб, причиненный бюджетной системе в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Настоящим федеральным законом для физлиц указанный период продлен на 2018 год.

Действие соответствующих положений закона распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.


Начало действия документа - 12.11.2018.


Системы видео-конференц-связи будут использоваться при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Федеральный закон от 12.11.2018 № 410-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

В случае если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу либо по собственной инициативе.

Об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых признано обязательным в судебном заседании, путем использования систем видео-конференц-связи судья выносит определение.

Судья, осуществляющий организацию видео-конференц-связи, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, а также выполняет иные процессуальные действия, в частности при необходимости берет у свидетелей, экспертов, переводчиков подписку о разъяснении им прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение, принимает от участников производства по делу письменные материалы.

Объяснения участников производства по делу, полученные путем использования систем видео-конференц-связи, допускаются в качестве доказательств.

Правила использования систем видео-конференц-связи также подлежат применению при рассмотрении судьями жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях при наличии технической возможности.

Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

Начало действия документа - 23.11.2018.

 

 

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований в зонах санитарной охраны источников водоснабжения будет дифференцироваться в зависимости от пояса такой зоны

Федеральный закон от 12.11.2018 № 407-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Установлено, что использование территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований повлечет за собой наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

За аналогичное нарушение на территории второго пояса предусматривается наказание в виде административного штрафа: для граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; для индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований на территории первого пояса предусматривается наложение административного штрафа: на граждан - в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начало действия документа - 23.11.2018.

 

 

Установлен единый размер госпошлины за принятие решений по спорам (разногласиям) в области государственного регулирования тарифов

 Федеральный закон от 12.11.2018 № 415-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Речь идет о размере государственных пошлин, предусмотренных подпунктами 123 и 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (до внесения поправок размер госпошлин составлял 160 000 рублей и 80 000 рублей соответственно).

Теперь размер госпошлины за принятие решения по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок), составит 120 000 рублей.

 

Введена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в нежилом помещении

Федеральный закон от 12.11.2018 № 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации"

При этом уточнено, что под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в РФ понимается:

постановка их на учет на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

постановка на учет в помещении без намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания);

постановка на учет по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность.

Начало действия документа - 23.11.2018.

 

 

С 1 января 2019 года вводится административная ответственность за нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности

 

Федеральный закон от 12.11.2018 № 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

КоАП РФ дополнен статьей 9.5.2, устанавливающей, что в случае нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, принявшими, утвердившими и выдавшими документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, сроков направления соответствующих документов, материалов или сведений о них в уполномоченные на ведение таких государственных информационных систем органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов или органы исполнительной власти субъектов РФ (подведомственные им государственные бюджетные учреждения), применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, материалы, будет налагаться штраф: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

Уточнен объем информации, которая должна быть сообщена должнику в целях возврата просроченной задолженности

Федеральный закон от 12.11.2018 № 416-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Установлено, что в телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в целях возврата должником просроченной задолженности могут указываться в числе прочего размер и структура просроченной задолженности.

Начало действия документа - 12.11.2018.

 

 

Отмена постановления о прекращении уголовного дела по истечении года со дня его вынесения теперь допускается только по решению суда

Федеральный закон от 12.11.2018 № 411-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 № 28-П.

Постановлением признана не соответствующей Конституции РФ часть первая статьи 214 УПК РФ во взаимосвязи с пунктом 3 части второй статьи 133 УПК РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в ней положение позволяет прокурору в течение неопределенного срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, эффективных гарантий защиты, включая судебную, от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования.

Законом установлен судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Прокурор, руководитель следственного органа возбуждают перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются конкретные, фактические обстоятельства, в том числе новые сведения, подлежащие дополнительному расследованию. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного расследования с обязательным участием лица, возбудившего ходатайство, не позднее 14 суток со дня поступления материалов в суд.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо об отказе в удовлетворении ходатайства о разрешении отмены постановления. Постановление судьи может быть обжаловано.

 

Начало действия документа - 23.11.2018.

 

 

Россией ратифицирован Протокол к Конвенции о принудительном труде, принятый 11 июня 2014 года

Федеральный закон от 12.11.2018 № 395-ФЗ "О ратификации Протокола к Конвенции о принудительном труде 1930 года (Протокола к Конвенции № 29)"

Указанная конвенция принята 28 июня 1930 года в Женеве и ратифицирована СССР 4 июня 1956 года и устанавливает общепризнанное в мировом сообществе требование о недопущении принудительного и обязательного труда, а также меры по обеспечению формирования достойной позиции работника в рамках трудовых отношений.

Протоколом использование принудительного и обязательного труда признается уголовно наказуемым преступлением и определяются дополнительные меры в целях предотвращения принудительного и обязательного труда.

Определено, что во исполнение своих вытекающих из конвенции обязательств каждый член Международной организации труда принимает действенные меры по предотвращению и прекращению использования такого труда, предоставлению его жертвам защиты и доступа к надлежащим и эффективным средствам правовой защиты, таким как возмещение ущерба и санкции в отношении правонарушителей, прибегающих к принудительному или обязательному труду.

Меры, предусмотренные протоколом, включают конкретные действия по борьбе с торговлей людьми в целях принудительного или обязательного труда.

Начало действия документа - 23.11.2018.

 

Индексация платы за ЖКУ в 2019 году не превысит обычный уровень, несмотря на рост НДС

Постановление Правительства РФ от 12.11.2018 № 1347 "Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году"

Устанавливается, что во II полугодии 2019 г. при применении и мониторинге индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце второго полугодия 2019 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 г.

При этом принцип неизменности набора потребляемых коммунальных услуг, предусмотренный Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", будет применяться во втором полугодии 2019 г. исходя из набора коммунальных услуг, предоставленных в декабре 2018 г.

Руководителям субъектов РФ поручается утвердить до 15 декабря 2018 г. предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях на 2019 год и долгосрочный период.

 

Медицинские пункты на автовокзалах станут необязательными

Постановление Правительства РФ от 10.11.2018 № 1342 "О внесении изменения в пункт 28 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

Требование о размещении информации на автовокзале и автостанции о пункте медицинской помощи заменено требованием о размещении информации о медицинском пункте для оказания первой помощи, которая будет размещаться при наличии такого пункта на автовокзалах и автостанциях.

 

Минтруд России уполномочен утверждать форму сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Постановление Правительства РФ от 09.11.2018 № 1339 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление отдельных полномочий, предусмотренных статьями 6 и 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

Определено, что такая форма включает, в том числе, информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица.

Кроме того, Минтруд России уполномочен устанавливать порядок и сроки расчета и отражения ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета суммы дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, или суммы убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения указанного заявления.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.


Значительно увеличены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам

Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам"

В частности, размер таксы для исчисления ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в отношении белуги увеличен с 12500 руб. за 1 экземпляр независимо от размера и веса до 206625 руб., для камбалы-калкана - с 420 руб. до 3452 руб.; для кашалота - со 175000 руб. до 497500 руб.; для камчатского краба - с 835 руб. до 7184 руб.; для икры белуги, калуги - с 8350 руб. за кг до 82200 руб. за кг.

Дополнительно устанавливается, что при исчислении размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенных для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", дополнительно к утвержденным таксам учитывается 100% таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида). За каждый килограмм икры осетровых рыб дополнительно к утвержденным таксам учитывается 100% таксы за экземпляр осетровых рыб соответствующего вида (подвида), а за каждый килограмм икры лососевых рыб 50% таксы за экземпляр лососевых рыб соответствующего вида (подвида).

Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов" с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Начало действия документа - 17.11.2018.

 

Определен порядок проверки достоверности сведений об абоненте, а также о пользователях услуг связи абонента

Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1310 "О внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи"

Проверка будет осуществляться путем установления:

в отношении физического лица - фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также реквизитов документа, удостоверяющего личность;

в отношении ИП - фамилии, имени, отчества (при наличии), реквизитов документа, удостоверяющего личность, а также ОГРН;

в отношении юрлица - наименования (фирменного наименования) организации, места нахождения, ОГРН, а также ИНН.

Кроме того, предусмотрены способы подтверждения достоверности сведений об абоненте - физическом лице, сведений о пользователях услуг связи абонента - юрлица (ИП), а также об абоненте - юрлице (ИП), срок проверки достоверности сведений, порядок действий в случае их неподтверждения.

При ликвидации абонента - юрлица или прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП пользователь услуг связи такого абонента - юрлица (ИП) вправе обратиться к оператору связи с заявлением о заключении договора с сохранением абонентского номера.

Установлена обязанность оператора связи по приостановлению оказания услуг подвижной радиотелефонной связи по выделенному абоненту абонентскому номеру, например, в случае неисполнения обязанности по предоставлению ему достоверных сведений об абоненте или пользователе в течение 15 дней со дня получения от оператора связи уведомления о необходимости предоставления сведений, указание которых предусмотрено договором.

Предусмотрено, что в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с абонентом - юрлицом (ИП) должен быть определен порядок направления ему оператором связи информации о недостоверности сведений об абоненте или о лицах, использующих выделенные абоненту - юрлицу (ИП) абонентские номера.

Начало действия документа - 17.11.2018.

 Органы, предоставляющие госуслуги, не должны требовать от заявителя представления документов, отсутствие которых не указывалось при первоначальном отказе в их приеме

Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1307 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373"

Постановлением реализованы положения Федерального закона от 19.07.2018 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг".

Кроме того, Постановлением уточнено содержание разделов стандарта предоставления госуслуги, скорректирован порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг.

Начало действия документа - 17.11.2018.

 

Расширен перечень полномочий, осуществляемых Росздравнадзором

Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1315 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения"

Установлено, что Росздравнадзор выдает, в том числе, заключение (разрешительный документ) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации образцов биологических материалов человека (за исключением биологического материала человека, полученного при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, и биологического материала человека, полученного при проведении клинического исследования биомедицинского клеточного продукта, для его изучения в целях данного клинического исследования), гемопоэтических стволовых клеток, костного мозга, донорских лимфоцитов в целях проведения неродственной трансплантации, половых клеток и эмбрионов, а также заключение (разрешительный документ) для получения лицензии на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации органов и тканей человека, крови и ее компонентов (за исключением образцов биологических материалов человека, гемопоэтических стволовых клеток, костного мозга, донорских лимфоцитов в целях проведения неродственной трансплантации, половых клеток и эмбрионов).

Также уточнено, что Росздравнадзор проводит проверки соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере.

Начало действия документа - 15.11.2018.


Отсутствие у воспитателей детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 .11.2018 № 41-П "По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной"

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она  используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.  

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России № 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, - лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года № 3-П).

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей" в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н был утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности "воспитатель" наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

 Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года № 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Выплаченные в пользу застрахованного лица ежемесячные страховые выплаты не подлежат взысканию с него в случае изменения судебного решения, если оно не было основано на ложных сведениях или подложных документах

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2018 № 40-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго части третьей статьи 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.С. Волосникова"

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Предусмотренные Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ежемесячные страховые выплаты застрахованным лицам в связи с наступлением страхового случая (подтвержденного в надлежащем порядке факта повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) в установленном данным федеральным законом размере, в том числе с учетом его индексации (один раз в год исходя из индекса роста потребительских цен), являясь одним из видов обеспечения по страхованию, направлены на возмещение вреда, причиненного здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Предназначение этого обеспечения в механизме правового регулирования и его целевую направленность не меняет то обстоятельство, что оно предоставляется ФСС РФ как особым субъектом соответствующих правоотношений, публично-правовая природа которого тем более предполагает - с тем чтобы был достигнут баланс конституционно защищаемых ценностей - учет тяжелой жизненной ситуации, в которой находится лицо, чьему здоровью причинен вред.

Однако, как следует из правоприменительной практики, при решении вопроса о возможности поворота исполнения отмененного в кассационном или надзорном порядке решения суда по делу о взыскании ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суды не относят такие выплаты к денежным суммам в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, указывая, что страховщик и застрахованный не являются субъектами возникающих вследствие причинения вреда обязательств, и обязывают гражданина, в пользу которого ранее на основании вступившего в законную силу решения суда были взысканы такие выплаты (в том числе с учетом их индексации), возвратить страховщику - ФСС РФ (его территориальному органу) соответствующие суммы.

Между тем гражданин, получивший в порядке исполнения судебного решения ежемесячные страховые выплаты, предусмотренные данным федеральным законом, не должен претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий (поворота исполнения решения) в случаях, если это решение отменено судом кассационной или надзорной инстанции как ошибочное, притом что отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Таким образом, абзац второй части третьей статьи 445 ГПК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает поворот исполнения решения суда о взыскании в пользу застрахованного лица ежемесячных страховых выплат в связи с наступлением страхового случая (подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) в предусмотренном Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размере, в том числе с учетом индексации данных выплат, в случае отмены такого судебного решения в кассационном или надзорном порядке, если отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

 

Изменение территориальной подсудности не свидетельствует о нарушении права на рассмотрение уголовного дела законно установленным, а не произвольно выбранным судом, при том что это суд той же компетенции, хотя и другой территориальной юрисдикции

Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2018 № 39-П "По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 1, частей первой, третьей и четвертой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.В. Лушникова, А.С. Пушкарева и И.С. Пушкарева"

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Практике известны ситуации, когда на территории, подпадающей под юрисдикцию суда, в который поступило уголовное дело, обвиняемый (один из нескольких обвиняемых), занимавший до начала уголовного преследования или производства по уголовному делу руководящие должности в органах власти на этой территории либо обладающий широкими связями во властных структурах, деловых кругах или в криминальной сфере, обладает возможностью манипулировать общественным мнением, в том числе через подконтрольные средства массовой информации, с целью породить недоверие в отношении легитимности будущего судебного решения. В любом случае в восприятии общественности, если она информирована о том влиянии, которое обвиняемый имеет на соответствующей территории, объективность, непредвзятость и беспристрастность судей суда, которому уголовное дело подсудно в силу закона, даже если их субъективный настрой безупречен, могут быть поставлены под сомнение, что, в конечном итоге, объективно снижает уровень уважения и доверия к правосудию даже при отсутствии для этого каких-либо оснований. При таких обстоятельствах изменение территориальной подсудности данного дела не может рассматриваться как препятствующее доступу к правосудию и само по себе не свидетельствует о нарушении права на рассмотрение уголовного дела законно установленным, а не произвольно выбранным судом, т.е. судом, осуществляющим судопроизводство без предубеждения, полно, всесторонне и объективно и обеспечивающим разрешение дела без неоправданной задержки, притом что это суд той же компетенции, хотя и другой территориальной юрисдикции.

Применительно к подобным экстраординарным ситуациям, не исключающим и воздействие на судей путем угроз (потенциальных или реальных) их жизни и физической неприкосновенности, а также жизни и здоровью их близких либо иным образом, в судебной практике сложился правовой режим изменения территориальной подсудности на основе взаимосвязанных положений частей первой и четвертой статьи 35 УПК РФ, не требующий заявления отводов каждому из судей суда, в который поступило уголовное дело, и удовлетворения всех заявленных отводов, - достаточно в рамках критерия объективности определить, имеются ли доказуемые факты, свидетельствующие о наличии прямых или косвенных оснований для возникновения сомнений в беспристрастности судебного разбирательства.

Такое истолкование положений статьи 35 УПК РФ - как допускающих передачу уголовного дела по подсудности в суд другой территориальной юрисдикции (в том числе действующий на территории другого субъекта РФ), обусловленную не субъективным настроем конкретных судей, а объективными обстоятельствами, связанными с личностью обвиняемых, их авторитетом, служебным положением, властными полномочиями, которыми они обладали до начала производства по уголовному делу, а также с иными инструментами влияния, которые они могут сохранять на территории, подпадающей под юрисдикцию суда, которому подсудно конкретное уголовное дело, что позволяет им воздействовать на общественное мнение, а также на деятельность государственных и общественных институтов на этой территории, - направлено на обеспечение публично-правовых интересов надлежащего функционирования и защиты судебной власти и как таковое в принципиальном плане не противоречит Конституции РФ.

В этой связи Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ части первую, третью и четвертую статьи 35 УПК РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения не исключают возможность изменения территориальной подсудности уголовного дела в случае, если на территории, подпадающей под юрисдикцию суда, в который поступило данное уголовное дело, сохраняющееся фактическое влияние обвиняемого или одного из нескольких обвиняемых (в том числе обусловленное его положением до начала производства по данному уголовному делу) на деятельность государственных и общественных институтов создает угрозу гарантиям объективного и беспристрастного правосудия.

При наличии указанных обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, к подсудности которого оно отнесено законом, вопрос об изменении территориальной подсудности данного уголовного дела рассматривается по обращению Генерального прокурора РФ или его заместителя судьей Верховного Суда РФ в рамках состязательного судебного разбирательства при обеспечении его участникам гарантий справедливого правосудия, что предполагает при выборе суда, в который необходимо передать уголовное дело для рассмотрения, учет мнения сторон о наличии каких-либо препятствий к передаче дела в определенный суд и соблюдение принципа доступности правосудия (территориальная и транспортная доступность, технические возможности видеоконференц-связи, судебные издержки и др.).

Принятое в таком порядке решение об изменении территориальной подсудности уголовного дела может быть обжаловано или на него может быть принесено представление прокурора в установленном порядке.

 

Верховный Суд РФ обобщил судебную практику по делам об изменении вида разрешенного использования земельного участка  

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)

В обзоре приводятся, в частности, следующие правовые позиции судов:

вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования;

при наличии утвержденных правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления;

арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов, а также изменять его самостоятельно;

принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается;

вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка;

земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия;

отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.



Дата создания: 23-11-2018
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *